Нормативные аспекты учета успеваемости в электронном виде

20 октября 2016 года в Невском районе Санкт-Петербурга прошел семинар «Электронный журнал в школе: проблемы и реализация».

На семинаре были рассмотрены различные аспекты работы с электронным журналом в школах Невского района Санкт-Петербурга, отказавшихся от ведения бумажного журнала.

ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга представляет доклад заместителя директора школы по УВР (ШИС) Иванова А.Илад

Текст доклада

Презентация к докладу

Нормативные аспекты учета успеваемости в электронном виде

Закон «Об образовании» от 29.12.2012 ФЗ 273 (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ) в статье 28 “Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации” определяет:
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;

Следовательно, школа вправе решать каким способом осуществлять указанный учет:

  • на бумажных носителях;
  • на электронных носителях;
  • на бумажных и электронных носителях.

Электронный журнал — это способ индивидуального учета успеваемости обучающихся в электронной форме, результаты которого должны храниться на бумажных и (или) электронных носителях.

Вне зависимости от способов и форм указанный учет должен соответствовать всем действующим нормативным актам.

  1. Нормативные акты ведения бумажного журнала
  2. Нормативные акты, регламентирующие ведение “Электронного журнала”
  3. Нормативные акты, регламентирующие отказ от бумажного журнала

В настоящее время нормативная база электронных журналов не обеспечивает решения всех задач по предоставлению необходимой информации при проверках деятельности образовательных учреждений или предоставлении необходимой информации в органы управления образованием. К таким проблемным ситуациям можно отнести:

  1. Требования распечатки классных журналов
    Само понятие “распечатка” классного журнала возникло только в связи внедрением в образовательную деятельность электронных журналов. Поэтому не стоит искать нормативные акты, регламентирующие именно этот процесс.
    Министерство образования и науки РФ в своем инструктивном письме от 15 февраля 2012 года N АП-147/07 “О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде” констатировала:
    “Нормативная база ведения электронного документооборота не обеспечивает решения всех задач, принятых для документооборота в бумажной форме. В связи с этим в ряде случаев возникает необходимость вывода информации в электронном виде на бумажный носитель.Учитывая изложенное, Минобрнауки России полагает целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в переходный период развития электронного документооборота оказать помощь образовательным учреждениям в разработке локальных нормативных актов, в том числе минимизирующих необходимость перевода информации из «электронного журнала» в бумажный вид в зависимости от используемых в ОУ информационных систем учета, а также определяющих требования к форме документов на бумажном носителе, когда они необходимы.»Комитет образования Санкт-Петербурга в своих методических рекомендациях (Инструктивно-методическое письмо Комитета по образования Санкт-Петербурга от 01.06.2016 №03-20-1948/16-0-0 «О переходе на электронный (безбумажный) вариант учета успеваемости в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»)  указал:
    п.4.1. При необходимости использовать данные электронного журнала в качестве печатного документа информация распечатывается и заверяется в порядке, установленном локальным актом.
    п.4.3. Сводные ведомости итоговой успеваемости распечатываются, прошиваются, подписываются руководителем образовательной организации и заверяются печатью.
  2. Хранение в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ
    Нормативные акты архивного хранения:

    1. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (отменен приказом Росархива от 26.08.2010 N 63 в связи с выходом нового перечня, в котором уже нет классного журнала, так как МинОбр не представило сведений для включения) регламентировал (Пункт 605.) хранить классные журналы 5 лет. Изъятые из классных журналов сводные ведомости успеваемости — не менее 25 лет.
    2. Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных организациях ( Письмо МинОбр от 20 декабря 2000 года N 03-51/64) дублируют (Пункт 02.09) срок хранения 5 лет для классных журналов и 25 лет для изъятых из классных журналов сводных ведомостей успеваемости и перевода учащихся данного класса.
    3. Рекомендации Комитета образования Санкт-Петербурга (Письмо Комитета по образования Санкт-Петербурга от 01.06.2016 №03-20-1948/16-0-0) определяют, что хранить необходимо электронные копии журнала и распечатки сводных данных успеваемости и перевода обучающихся:
      Пункт 4.2. Электронные копии электронного журнала формируются в конце каждой четверти ( триместра, полугодия) и хранятся в архиве на двух носителях (минимум) в течение 5 лет.
      Пункт 4.4. Согласно примерной номенклатуре дел сформированные сводные данные успеваемости и перевода обучающихся хранятся не менее 75 лет.
  3. Выполнение требований закона “О персональных данных”.
    В связи с введением закона “О персональных данных” (Федеральный закон РФ «О персональных данных»27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 23.07.2013)) процесс учета и хранения персональных данных учащихся о результатах освоения образовательных программ должен соответствовать определенным требованиям. Кроме того, с учетом предоставления услуги об этом процессе в электронном виде, этим требованиям должны соответствовать процессы учета и хранения персональных данных родителей ( законных представителей)

    1. Уведомление об обработке персональных данных
      Подпункт 2, пункт 2, статья 22 закона “О персональных данных” определяет, что школа вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа обработку персональных данных, полученных в связи с заключением договора при приеме обучающихся в школу, если они используются школой исключительно для выполнения указанного договора и не распространяются или передаются третьим лицам.
    2. Согласие на обработку персональных данных
      Если родители (законные представители) сдали персональные данные ребенка в школу в рамках приемных мероприятий, то по факту согласились с обработкой его персональных данных для целей обучения. В этом случае согласие на обработку персональных данных в том числе с помощью автоматизированных информационных систем (АИС), таких как “Электронный журнал”, не требуется.
      Но это допустимо только в том случае, если АИС установлена на компьютерах школы. Если же АИС находятся на компьютерах сторонней организации или предполагается передавать персональные данные по сети Интернет для обеспечения информирования родителей — такое разрешение необходимо.
    3. Выполнение требований защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах
      Школе необходимо установить тип угроз для информационной системы “Электронного дневника” в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»

      1. Если школа имеет лицензии на операционную систему и лицензию на программу, обеспечивающую работу “Электронного журнала”, то для таких информационных систем актуальны угрозы 3-го типа.
      2. В зависимости от тип угроз и типа обрабатываемых персональных данных школа должна обеспечить мероприятия одного из 4-х уровней защищенности. Если школа не обрабатывает биометрические данные и данные о здоровье обучающихся, то необходимо выполнять мероприятия 4-го уровня защищенности.
        К таким мероприятиям относятся:
        а) организация режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещена информационная система, препятствующего возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в этих помещениях лиц, не имеющих права доступа в эти помещения;
        б) обеспечение сохранности носителей персональных данных;
        в) утверждение документа, определяющего перечень лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей;
        г) использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.